zakupki-2015-sokr-1

Госзакупки Минобрнауки: 81% коррупции (доклад)

Коррупционные закупки Минобрнауки (доклад)«Обрнадзор» представляет новый экспертный доклад «Коррупционные закупки Минобрнауки».

Подводя итоги 2015 года, эксперты «Обрнадзора» проанализировали крупные закупки Минобрнауки, информация о которых размещена на Портале госзакупок с 1 января по 8 декабря 2015 года начальной стоимостью контракта от 1 миллиона рублей – 354 лота в рамках 298 заказов на общую сумму 4 441 406 259 рублей (по НМЦК).

Не рассматривались строительные закупки, в которых Минобрнауки выступает заказчиком в интересах подведомственных вузов и иных учреждений (санатории, базы отдыха и т.п.).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) выполнена Минобрнауки 5 раз, это услуги по охране объектов Министерства (ФГУП «Охрана» МВД РФ), услуги телефонной связи, поставка тепловой энергии, электрической энергии и горячей воды (общая сумма – 19,1 млн. рублей).

Самый распространённый способ размещения заказов Минобрнауки – открытый конкурс – 228 лотов на общую сумму по НМЦК 3 718 273 124 рубля. Открытый конкурс считается самым коррупциогенными способом размещения, так как содержит максимально возможную субъективную часть – оценку предложений участников по качеству работ (услуг) членами комиссии заказчика.

6 раз Минобрнауки проводило конкурс повторно, 7 раз – конкурс с ограниченным участием, 108 раз заказы Минобрнауки размещались путем проведения электронного аукциона. Электронный аукцион – наименее коррумпированный способ размещения заказов Минобрнауки. В результате аукционов цена контрактов снижалась до 6% от начальной.

9 процедур размещения не состоялись по различным причинам. Таким образом, анализ на наличие признаков коррупционных госзакупок производился в отношении 344 лотов.

190 лотов на 3 596 633 418 рублей размещены в результате процедур, имеющих коррупционные признаки, что составляет 55,2% по числу закупок или 80,98% по объему бюджетных средств (по НМЦК).

Использовались следующие критерии сомнительных и коррупционных госзакупок:

  • Незначительное снижение начальной максимальной цены контракта;
  • Допуск или участие только одного участника размещения заказа;
  • Выбор в пользу предложения с наибольшим ценовым предложением;
  • Известность участника размещения заказа в качестве аффилированной с государственным заказчиком компании;
  • Известные случаи коррупционных закупок по итогам реализации контрактов.

Было установлено, что при закупках Минобрнауки стал использоваться инструмент участников-дублеров.

Для того, чтобы процедура размещения выглядела легально, в торгах участвуют компании-номиналы. Анализ показал, что 344 раза (лоты) в процедурах размещения приняли участие 1 или 2 участника (1 процедура не состоялась), 247 лотов (72%) разыграны между 2 участниками, 97 – при одном участнике (28%).

И только один раз число участников было больше двух – 4 компании участвовали в аукционе на поставку мебели для нужд Министерства образования и науки.

Таким образом, реальной конкуренции при распределении заказов Минобрнауки не существует, но ведется работа по ее имитации.

Десятки миллионов рублей утрачены Минобрнауки в результате выбора подрядчиков, предложивших большую цену по сравнению с конкурентом (предположительно номинальным). Всего зафиксировано 73 подобные ситуации.

Выбор Минобрнауки в пользу более высоких цен у участников конкурсных процедур может свидетельствовать о коррупционной заинтересованности чиновников получить максимально возможный «откат» при реализации госконтракта за счет изначально завышенных начальных цен.

Краткая версия Доклада в формате PDF доступна по этой ссылке.

Госзакупки Минобрнауки: 81% коррупции (доклад) was last modified: Декабрь 31st, 2015 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Спецпроекты и отмечено , , , .