Миллиарды на образование

«Обрнадзор» представил доклад «Миллиарды на образование»

«Миллиарды на образование» – экспертный доклад (анонс)

26 марта 2015 года на пресс-конференции Национальной службы новостей «Почему не хватает денег на образование?» руководитель Движения «Обрнадзор» представит новый экспертный доклад «Миллиарды на образование. Структурный анализ госзакупок Минобрнауки в 2014 году».

Полная версия доклада доступна по этой ссылке (формат PDF).

Эксперты отмечают ряд негативных сигналов, свидетельствующих о возможности хищения денежных средств в особо крупном размере в сфере госзакупок Минобрнауки услуг по организации и проведению различных презентационных мероприятий. Общее количество соответствующих закупок Минобрнауки за 2014 года составило более трети от общего количества размещенных заказов.

Коррупциогенные признаки госзакупок

В результате анализа массива госзакупок Минобрнауки за 2014 год эксперты обратили внимание на большое количество закупок услуг по организации и проведению презентационных мероприятий.

Всего за 2014 год Минобрнауки разместило 186 закупок (32 процента от общего числа закупок) на сумму (по начальной максимальной цене контракта) 857 782 680 рублей.

Начальная (максимальная) цена контрактов целого ряда закупок имеет признак сомнительных закупок – различные по формату и месту проведения (Россия или иностранные государства) имеют одно значение – 3 миллиона рублей.

Второй коррупционный признак, привлекших внимание экспертов – сложные и часто бессмысленные наименования закупленных презентационных услуг, из которых затруднительно понять что именно закупается.

Третий коррупционный признак – большой массив однотипных закупок презентационных услуг выполнен Минобрнауки в конце года (ноябрь-декабрь), когда получатели бюджетных средств традиционно хотят потратить «излишки», сэкономленные в результате снижения цен на торгах, чтобы не возвращать их в федеральное казначейство (неизрасходованный полностью бюджет может стать основанием для его сокращения на следующий год).

Эти три фактора стали основанием для проведения коррупциогенной экспертизы массива закупок услуг по организации и проведению презентационных мероприятий Минобрнауки.

Почему не хватает денег на образование? – видеозапись пресс-конференции

Коррупциогенные факторы госзакупок презентационных мероприятий

  1. Неопределенная стоимость презентационных услуг

В отличие от закупки товаров «выставочные» контракты не имеют материального предмета, который можно было бы оценить. Разработка «концепций», «программ действий», «списка членов целевой аудитории» и т.п. может стоить как миллионы рублей, а может быть вообще бесплатной (у Минобрнауки имеются отчетные материалы предыдущих мероприятий). Размер оплаты за проведение конференции или семинара, установленный Минобрнауки не основан на экономических расчетах, для формирования максимальной цены берут предыдущие контракты, цены которых индексируются на уровень инфляции. Так, например, стоимость организации конференции в Брюсселе аналогичная стоимости проведения телеконференции в Санкт-Петербурге.

  1. Низкая или нулевая себестоимость презентационных мероприятий

Издержки при проведении презентационных мероприятий минимальны – для коммерческих компаний – это аренда оборудованного помещения (в Москве – до 100 тысяч рублей в день), фото-видеосъемка (в Москве в среднем 10 тысяч рублей в день, но можно обойтись и своим айфоном, требований к качеству фотоматериалов Минобрнауки не предъявляет), фуршет или кофе-брейк (в Москве – в среднем до 60 тысяч рублей).

Себестоимость презентационных мероприятий может быть вообще нулевой, если мероприятие проводится на базе вузов, подведомственных Минобрнауки.

Привлечение участников презентационных мероприятий – услуга с отрицательной стоимостью – нет недостатка желающих участвовать в официальных мероприятиях Минобрнауки – это, прежде всего, сотрудники вузов, научные сотрудники и молодые ученые, которые «записывают» участие в подобных мероприятиях в свое академическое портфолио, а аспиранты, докторанты и соискатели даже готовы платить за право выступить на конференциях.

  1. Неопределённое качество презентационных мероприятий

В отличие от услуг по разработке чего бы то ни было (НИР, НИОКР, методики, ФГОСы и т.д.) провести экспертизу результатов «выставочных» и «семинарских» работ практически невозможно – за содержание тезисов выступления организатор не отвечает, доказать, что на семинаре было 30, а не 300 человек также довольно затруднительно.

Раздаточные материалы выставок и семинаров можно заказать в меньшем количестве и представить их единицы для отчета вместе с неоплаченным счетом или расторгнутым впоследствии договором об изготовлении большого количества продукции.

Заказать фото-видеосъемку можно за тысячу долларов в час, а можно и самостоятельно и бесплатно запечатлеть ход презентации для отчета в Минобрнауки.

Оплату билетов и прочих расходов на участие в выездной выставке или семинаре можно реализовать за счет принимающей стороны, но включить билеты и счета в отчетную документацию для оплаты за счет бюджета. Аукционная документация на закупки презентационных мероприятий содержит требование «визовой поддержки» и «гостиничного обеспечения», но в крайне важной поправкой «при необходимости», а участник презентационного мероприятия вряд ли прочитает закупочную документацию, из которой можно узнать об обязанности организатора разместить его в гостинице за счет средств госконтракта.

Возможные схемы хищения бюджетных средств через закупку презентационных мероприятий (выдержки из Доклада)

Экспертами в сфере госзакупок проанализированы следующие возможные схемы хищения бюджетных средств через закупку презентационных мероприятий.

  1. Отчитались другим мероприятием

Схема имеет следующее исполнение – мошенники выигрывают аукцион, подписывают госконтракт, с помощью сообщников из Минобрнауки отчитываются по контракту другим мероприятием, организованным той же компанией-организатором, или материалами мероприятия, проведенного другой компанией. Злоумышленник находит отчетные материалы в сети Интернет, либо запрашивает (покупает) у реального организатора материалы реального мероприятия схожего формата, отчитывается этими материалами.

  1. Отчитались чужими расходами

Схема имеет следующее исполнение – презентационное мероприятие действительно было, даже заказчик в нем принимал участие, но все связанные с организацией и проведением презентационного мероприятия расходы возмещались за счет третьей (принимающей) стороны. Группа риска – мероприятия, проведенные за рубежом.

  1. «Мероприятие прошло незамеченным»

Существует ряд форматов мероприятий, которые можно провести только на бумаге, а отчетную документацию подделать. Например, «обсуждение в сетевом сообществе», вебинар и т.п. мероприятия виртуального характера. Несмотря на обязанность исполнителя обеспечивать освещение в СМИ проведение презентационных мероприятий, обнаружить информационные сообщения в открытых источниках экспертам не удалось.

Также в группу риска входят зарубежные презентационные мероприятия.

  1. Постановочные мероприятия

Может использоваться в случае привлечения в схему хищения подведомственного вуза.

Компания-мошенник выигрывает аукцион, сильно занижая начальную цену контракта. На базе вуза по просьбе чиновников Минобрнауки организовывается постановочное мероприятие – в актовом зале института собираются сотрудники вуза, выставляется баннер с наименованием и датой презентационного мероприятия, делаются фотографии выступающих.

Фактические затраты на изготовление баннеров составят до 10 тысяч рублей, размер «благодарности» руководству вуза может варьироваться, по госконтракту за такое «мероприятие» можно получить до 3 миллионов рублей.

Иная отчетная документация может быть подделана как графическими средствами, так и представлением неоплаченных счетов на изготовление каких-то атрибутов (сувенирная продукция, рекламная продукция) в большем количестве. Тезисы докладов можно взять из прошедших ранее мероприятий.

  1. Схема «откатного софинансирования»

Администрация подведомственного Минобрнауки вуза ежегодно за свой счет проводит однотипные конференции.

Непосредственно после размещения вузом анонса о проведении мероприятия (как правило, за один-полтора месяца) из Минобрнауки поступает предложение направить на мероприятия денежные средства из бюджета, при этом статус конференции значительно повышается, приобретая гриф Минобрнауки в качестве соорганизатора.

Минобрнауки срочно объявляет закупку на проведение конференции с согласованным названием.

Так как вуз практически ничего не тратит (конференция ежегодная с устоявшейся целевой аудиторией), вуз выигрывает аукцион, занижая цену сколь угодно значительно.

Для отчётности по госконтракту необходимо закупить и изготовить только некоторые овеществленные атрибуты – пакеты с названием выставки, баннеры, блокноты и т.п. для предъявления в качестве отчетных материалов.

Сообщник из Минобрнауки настойчиво рекомендует вузу услуги компании, которая сможет все это изготовить или обеспечить изготовление. Вся сумма госконтракта или большая ее часть таким образом перечисляется «рекомендованной» компании, которая вместо 200 или 300 комплектов материалов и сувениров изготавливает минимальное их количество для отчетности в Минобрнауки или полностью обеспечивает подготовку и подписания отчетной документации.

Далее после приемки работ (услуг) средства перечисляются вузу, из вуза – в «рекомендованную» компанию, из компании – выводятся обналичиванием и передаются чиновникам.

  1. Вывод средств финансированием «Задним числом»

Схема позволяет провести закупку на организацию и проведение уже проведенного презентационного мероприятия, отчитаться по контракту настоящими материалами реально проведенного мероприятия.

Данная схема предполагает сотрудничество с реальным организатором мероприятия, который готов за финансирование «задним числом» «отблагодарить» чиновников.

  1. «Год за десять»

Отдельной категории заслуживают закупки услуг, выполнение которых предполагает длительную систематическую работу, вероятно в действительности выполняемую штатными сотрудниками Минобрнауки в течение года (то есть, имеются наработанные материалы), контракты по которым подписаны и закрыты положительными актами выполненных работ в рекордные сроки.

Выводы и правовая оговорка

Описанные схемы являются возможными, авторы анализа не обвиняют стороны описанных госзакупок в совершении преступлений, эксперты полагают, что для полноценного определения объема похищенных описанными способами бюджетных средств необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами.

«Обрнадзор» представил доклад «Миллиарды на образование» was last modified: Март 26th, 2015 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Спецпроекты и отмечено , , , .