Реестр сомнительных госзакупок

«Обрнадзор» представил Реестр сомнительных госзакупок

Реестр сомнительных госзакупок

11 ноября 2014 года Общественное движение «Обрнадзор» представило экспертный доклад «Реестр сомнительных госзакупок в сфере образования».

Эксперты Обрнадзора выполнили уникальную по своему объему и характеру работу – впервые был проанализирован весь массив крупных (более трех миллионов рублей) госзакупок Минобрнауки и подведомственной федеральной службы за 2014 год. При анализе использовались шесть базовых антикоррупционных критериев, подробные методики анализа и отбора массива данных приведены в Докладе.

Краткие итоги исследования

В ходе экспертизы было проанализировано 223 государственных заказа на сумму 3 860 549 311 рублей, размещенных на официальном портале госзакупок (zakupki.gov.ru) Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) и подведомственной Минобрнауки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Реестр сомнительных госзакупок14 заказов не были размещены либо из-за отсутствия участников, желающих участвовать в размещении заказа (исполнителей), либо из-за того, что в единственной поданной заявке государственным заказчиком были обнаружены недостатки, не позволяющие допустить участника к участию в размещении.

Фактически закупочные процедуры состоялись по 209 заказам на общую сумму 3 418 268 646 рублей за счет средств федерального бюджета в расчете по начальной (максимальной) цене контракта.

В результате анализа 167 из 209 госзакупок (79,9%) Минобрнауки и подведомственной организации на общую сумму 2 810 961 231 (два миллиарда восемьсот десять миллионов девятьсот шестьдесят одна тысяча двести тридцать один) рубль были признаны сомнительными.

Полный текст Доклада можно скачать нажав на изображение сверху или по этой ссылке, расширенный массив данных исследования также опубликован в разделе На контроле.

Сколько образование потеряло от сомнительных госзакупок

Некоторые из сомнительных госзакупок содержат только один коррупционный индикатор, например, когда по формальным причинам «лишние» участники торгов отсекаются, и госконтракт заключается практически без экономии.

Существуют и заказы, в которых обнаружены до 4 из 6 возможных базовых признаков сомнительных госзакупок. Например, компания, уже получившая ранее ряд заказов Минобрнауки, в этом же году приходит на конкурс министерства, предлагает первоначальную цену (без скидки на торгах), других участников конкурса отсеивают по формальным причинам, конкурс признается несостоявшимся, и контракт по номиналу достается «кому надо». А начальная (максимальная) цена контракта была теоретически рассчитана Минобрнауки в прошлые годы, к реальной рыночной стоимости услуг отношение имеет отдаленное, а теперь из года в год просто индексируется по уровню инфляции.

Даже примерно оценить сколько можно сэкономить на честных госзакупках в Минобрнауки практически невозможно – участники рынка либо уже имеют опыт взаимодействия с министерством, либо могли получить «сигнал» неофициально и теперь не теряют свое время и деньги на подготовку конкурсной документации.  В том числе и этот критерий, когда на конкурс изначально приходит только один желающий оказать услуги Минобрнауки, является одним из базовых при проведении экспертизы.

Ранее Обрнадзор анализировал госзакупки при подготовке к ЕГЭ, так, изменение формата бумаги с заданиями для ЕГЭ (КИМ) с нестандартного до привычного формата А4 (разница около 5 мм) привела к экономии в 20 миллионов бюджетных рублей. На этом небольшом примере только одной закупки можно представить масштаб проблемы, а для кого-то, возможно, и сомнительного заработка.

Коррупционная составляющая

Работая над совершенствованием методики проведения экспертизы сомнительных госзакупок, Обрнадзор получил и два «побочных» продукта – мы научились измерять размер предполагаемой коррупционной составляющей и составили рейтинг исполнителей Минобрнауки и Рособрнадзора.

В рейтинг исполнителей мы включили частные компании, которые много или часто выигрывают в Минобрнауки или Рособрнадзоре и государственные организации, которые много или часто выигрывают и могут иметь «внеконтрактные» взаимоотношения с чиновниками министерства, например, в рейтинг вошел вуз, который возглавляет бывший заместитель министра Ливанова и т.п.

Расчет коррупционного «интереса» можно проиллюстрировать на примере – на конкурс пришли 4 участника, из них – два подведомственных учреждения, говоря на деловом языке – дочерние компании министерства, цены у них ниже на 2-4% от начальной, а два других участника – известные крупные коммерческие компании со снижением цены в 40-50%.

Коммерческие компании, как правило, не работают в убыток и поэтому предлагают реальную рыночную цену еще и с нормой прибыли. По этому критерию и можно рассчитать минимальный уровень коррупционной составлявшей – это  разница между ценовыми  предложениями независимой крупной известной компании и аффилированного победителя конкурса с минимальным снижением начальной цены контракта. Куда идет эта разница нетрудно догадаться.

Максимальная «маржа» коррупционеров от госзакупок и вовсе может достигать цены контракта за вычетом расходов на вывод денежных средств.

Кстати, цена, предложенная участниками на конкурсах Минобрнауки, фактически не имеет большого значения  – заказчик сам определяет какой вес у этого критерия. А вот опыту проведения аналогичных работ заказчики любят отдавать приоритет – один раз вступили в сговор, опыт работ по бумагам есть, делают его ключевым фактором, и компания из раза в раз побеждает, при этом цена, как правило, растет. Про использование результата госзакупок вообще можно забыть, это просто никто не контролирует, материалы могут годами лежать в архивах Минобрнауки.

На фоне почти почти 80% сомнительных госзакупок, Минобрнауки рассматривает возможность сокращения бюджетных мест и отмены стипендий для первокурсников. Результат нашего исследования говорит о крайне низком уровне эффективности расходования Минобрнауки и подведомственной службой бюджетных  средств, в том числе средств Федеральной целевой программы развития образования.

«Обрнадзор» представил Реестр сомнительных госзакупок was last modified: Ноябрь 11th, 2014 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Спецпроекты и отмечено , , , , , , .