Рейтинг-госзакупок

«Обрнадзор» представил коррупционный рейтинг госзакупок

Рейтинг-госзакупок11 декабря 2014 года на пресс-конференции Национальной службы новостей «Куда уходят образовательные миллиарды? Коррупционные итоги года» руководитель Движения «Обрнадзор» представит новый экспертный доклад«Рособрзакупки-2014. Коррупционный рейтинг».

На основе доработанного Реестра сомнительных госзакупок, составленного экспертами «Обрнадзора», были проанализированы 167 крупных сомнительных госзакупок Минобрнауки и подведомственной организации на общую сумму 2 810 961 231 (два миллиарда восемьсот десять миллионов девятьсот шестьдесят одна тысяча двести тридцать один) рубль.

Используя шесть базовых коррупционных признаков (критериев), эксперты «Обрнадзора» провели экспертизу сомнительных способов, использованных Минобрнауки для освоения бюджетных средств, подсчитали сколько раз в 2014 году тот или иной сомнительный способ размещения государственного заказа был использован чиновниками министерства, и сколько денежных средств налогоплательщиков могло быть потрачено неэффективно.

В результате анализа этих шести относительно законных способов сомнительного освоения федерального бюджета был составлен коррупционный рейтинг госзакупок в сфере образования. Полный текст экспертного доклада «Рособрзакупки-2014. Коррупционный рейтинг» доступен по этой ссылке

Краткие результаты исследования популярности коррупциогенных приемов при госзакупках Минобрнауки и Рособрнадзора

C результатом в 88 (из 167) закупок лидирует коррупционный признак «Торг здесь неуместен», когда уменьшение начальной цены госконтракта находится в пределах 5%. Такая символическая экономия понятна – чем меньше снижение цены госзакупки – тем больше может достаться чиновникам в виде «отката». Значительное удешевление закупки в ходе торгов – напротив, приводит к снижению коррупционных доходов, необходимости срочно избавляться от сэкономленных средств и опасности уменьшения размера финансирования.

В 83 госзакупках номинации «Любой ценой» Минобрнауки не обратило внимания на ценовое преимущество предложений, заключив госконтракты с участниками, предложившими большую цену, а в 36 случаях конкуренты с лучшим ценовым предложением были сняты с соревнования решением чиновников.

Предложил меньшую цену – считай, что «залез в карман» коррупционерам.

Меньшая цена контракта в коррупционной схеме – это также меньший «откат» – по этой причине при использовании коррупционных схем ценовому фактору госзакупок может уделяться меньшее значение. Массовый характер имеют случаи, когда именно значительно снизивших цену участников торгов не допускают до конкурса по формальным причинам, не разбираясь в предложении по существу.

Третье место по популярности занимает прием «Цена с потолка», когда в обоснование завышенной начальной цены госконтракта берется ответ на запрос госзаказчика, направленный «своей» компанией, а в последующем ценовое предложение из года в год просто индексируется с учетом инфляции.

Ни прогрессивные методы исследования, ни инновации и автоматизация процессов не учитываются. Повышение эффективности и снижение издержек при выполнении работ – одни из главных угроз для коррупционеров от госзаказа.

Четвертое место по популярности среди чиновников от образования и науки получил коррупционный признак «Свои люди» – в 41 случае госконтракты Минобрнауки и подведомственной Службы заключались оптом – от 3 штук.

В 39 случаях номинации «Победитель назначен» на многомиллионный госзаказ просто не нашлось более одного желающего, который без труда и оценки качества его предложения получил госконтракты Минобрнауки и Рособрнадзора. Участников рынка понять можно – зачем тратить время и деньги на подготовку документации для участия в конкурсе, если общеизвестно, что победитель уже назначен.

МИСиС бьёт рекорды

Рекордной сомнительной госзакупкой по количеству выявленных коррупционных признаков экспертами «Обрнадзора» признана закупка №0173100003114000034 «Исследование процедуры и разработка модели государственной аккредитации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки», размещенная Рособрнадзором в «родном» для министра Ливанова НИТУ МИСиС.

Данная госзакупка содержит все одновременно возможные коррупционные признаки (критерии), кроме того, в закупленной работе (услуге) экспертами обнаружены признаки нецелевого использования бюджетных средств.

Заказ выполнен за счет средств Федеральной целевой программы развития образования в рамках мероприятия «Разработка, апробация и внедрение моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования». Но вместо независимой оценки результатов образования финансируется исследование процедуры и разработка модели государственной аккредитации.

Цель проекта, заявленная в конкурсной документации: «нормативная и методическая поддержка создания системы государственной аккредитации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки», не имеет отношения к независимой оценке результатов образования.

Второй признак сомнительной закупки – метод формирования цены госконтракта – были использованы цены отдельных похожий работ из  госконтрактов 2011 и 2012 года.

Третий критерий – из конкурсной процедуры по формальным причинам был выведен второй участник. Качество предложения единственного участника просто не рассматривалось.

Таким образом, госконтракт был заключен в результате несостоявшегося конкурса с участником, предложившим не меньшую цену. Экономия при закупке составила ровно 5%. Также очевидно, что исполнитель может иметь внезакупочные отношения с госзаказчиком, и одновременно исполняет не менее 3 госконтрактов из Реестра сомнительных госзакупок в сфере образования.

Качество предложений при госзакупках Минобрнауки и Рособрнадзора более чем на миллиард даже не оценивалось

В ходе пресс-конференции, руководитель Движения Алексей Монахов ответил на заявление министра образования и науки Дмитрия Ливанова относительно качества госзакупок, как определяющего критерия, сделанного господином Ливановым по итогам ознакомления с Реестром сомнительных госзакупок в образовании в рамках Парламентского часа в Госдуме 12.11.2014:

Только в период с января по ноябрь 2014 года Минобрнауки и подведомственный Рособрнадзор заключил 76 государственных контрактов на основании несостоявшихся конкурсов, так как пришел на торги или был допущен до участия в конкурсе только один участник.

По закону, если участник один, его документы комплектны и правильно оформлены, то закупочная комиссия вообще не рассматривает его заявку в точки зрения оценки качества. То есть раздел «Предложение о качестве работы (услуги)» вообще не читают.

Таких контрактов, когда главный, по словам министра Ливанова, вопрос качества предложения вообще не рассматривался, у Минобрнауки и Рособрнадзора в общем на 1 092 256 106 рублей, их 76 еще раз напомню.

Полная запись трансляции пресс-конференции:

«Обрнадзор» представил коррупционный рейтинг госзакупок was last modified: Декабрь 11th, 2014 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Спецпроекты и отмечено , , , , , , , .