Эффективность на продажу

«Обрнадзор» представил доклад «Эффективность на продажу»

Эффективность на продажу30 апреля 2015 года на пресс-конференции Национальной службы новостей «Как чиновники зарабатывают на мониторинге эффективности ВУЗов?» руководитель Движения «Обрнадзор» представит новый экспертный доклад «Эффективность на продажу». Доклад основан на исследовании процедуры Минобрнауки по мониторингу эффективности вузов и рынка платных услуг, обеспечивающих успешное прохождение процедуры, проведенном экспертами и активистами «Обрнадзора».

Полная версия доклада доступна по этой ссылке (формат PDF).

Исследование показало, что Мониторинг эффективности породил теневую бизнес-индустрию, связанную с «черным» рынком коррупционных услуг по содействию вузам в успешном прохождении мониторинга. Схема «накрутки эффективности» предполагает участие чиновников Минобрнауки, а львиная «рынка эффективности» с годовым оборотом в десятки миллионов рублей контролируется бывшими чиновниками и частными компаниями, «близкими» к министерству.

Виды платных консультационных услуг в сфере эффективности вузов

Вместе с возникновением какой-либо обязательной государственной процедурой, как правило, возникает и бизнес, с ней неразрывно связанный. Мониторинг вузов в этой связи, являясь одновременно потенциально разрешительной, контрольно-надзорной и рейтинговой процедурой, естественно сразу же наряду с коррупционной составляющей породил новую нишу услуг, связанной с подготовкой, участием и успешным прохождением этой процедуры.

В результате работы Минобрнауки мониторинг системы образования в сфере высшей школы из потенциально эффективного инструмента оценки деятельности образовательных организаций превратился в нечестное соревнование по «накрутке эффективности», в котором известные вузы с солидной историей и безупречной репутацией зачастую получают ярлык неэффективных.

Исследование рынка «мониторинговых» услуг показали наличие трех основных видов возмездной помощи, которая предлагается вузам частными компаниями.

Во-первых, существуют услуги по расчету и вводу данных в министерский модуль сбора информации (расчет показателей и заполнение форм).

Во-вторых, предварительная оценка эффективности вузов и филиалов с помощью программных средств на основе методик Минобрнауки («предпроверка» эффективности).

В-третьих, оказание помощи по корректировке первичной документации для «подгонки» показателей вузов и филиалов для преодоления пороговых значений критериальных показателей («повышение эффективности»).

Первая услуга может быть основана на рыночном механизме – некоторые вузы самостоятельно рассчитывают и вводят свои показатели, кому-то проще и эффективнее нанять консалтинговую компанию или частного консультанта. Стоимость услуг составляет от 50 до 500 тысяч рублей и зависит от количества программ, реализуемых вузом, числа студентов и профессорско-преподавательского состава.

Вторая услуга может содержать коррупционный элемент, исходя из конкретных предложений компаний, о которых будет отмечено отдельно. Стоимость услуг по предварительной оценке эффективности вуза или филиала составляет от 15 000 рублей для одной образовательной единицы (вуз или филиал). Образовательная организация предоставляет компании-консультанту уже заполненный министерский модуль со своими показателями эффективности, исполнитель «прогоняет» информацию с использованием своего программного продукта, по итогам анализа, вуз получает отчет. Стоимость исчисляется за один «прогон».

Третий вид услуг даже примерной начальной и максимальной стоимости не имеет, цена определяется индивидуально. Участники сферы образования назвали минимальную стоимость консультации в 10 тысяч рублей за один несложный вопрос, максимально (из опрошенных «Обрнадзором») на подобный консалтинг потратился один крупный негосударственный вуз, заплатив более миллиона рублей. Стоит отметить, что вузы не афишируют приобретение подобных услуг, а два первых типа, как правило, официально проводят по бухгалтерии.

Приобретатели услуг отмечают, что, как правило, оказание второго вида услуг маскируется под оказание услуг по проведению семинаров, на которых официальной разъясняются вопросы, связанные с прохождением процедуры мониторинга эффективности, фактически же участники получают услуги по предварительной оценке эффективности своих вузов и филиалов (как «практикум» к семинару).

Содержание услуг по «повышению эффективности» вуза или филиала заключается в основном в юридическом оформлении первичных организационных, локальных нормативных и распорядительных актов вузов и филиалов (личные дела, договоры, приказы и т.п.), на основании которых формируются показатели. Подробнее о приемах повышения эффективности рассказано в специальном разделе настоящего Доклада.

Полная версия доклада доступна по этой ссылке (формат PDF).

Запись пресс-конференции «Как чиновники зарабатывают на мониторинге эффективности ВУЗов?»:

«Обрнадзор» представил доклад «Эффективность на продажу» was last modified: Апрель 30th, 2015 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Спецпроекты и отмечено , , , , , , , , .