Главная информация

Движение Обрнадзор

Общественное движение «Обрнадзор» – это публичная инициатива по общественному контролю в сфере образования.

Что такое контроль?

Контроль – это функция управления, позволяющая оценить эффективность воздействия на управляемых и по результатам оценки скорректировать управляющее воздействие, повысив его эффективность.

Цель контроля – повышение эффективности управления

Минобрнауки является учредителем и управляет большинством образовательных организаций в Российской Федерации.

В отношении частных образовательных учреждений Минобрнауки осуществляет государственный контроль качества образования, надзор за выполнением законодательства в сфере образования, распределение бюджетного финансирования на основе собственных конкурсных процедур.

Предполагается, что тот, кто управляет, тот и заинтересован в эффективности управления, тот и контролирует.

Сфера образования нарушает привычную расстановку интересов – Минобрнауки контролирует, но в эффективности управления заинтересовано лишь отчасти.

Минобрнауки управляет только подведомственными вузами, а контролирует и подведомственные и частные. Минобрнауки не заинтересовано в повышении эффективности работы частных, коммерческих вузов, это задача владельцев бизнеса, это своего рода предпринимательская деятельность.

Своим – мать, остальным – мачеха?

Минобрнауки – учредитель подведомственных образовательных организаций, конкурирующих с частными, что может быть причиной конфликта интересов при осуществлении контроля.

Минобрнауки через подведомственную службу осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию, которая дает вузам возможность претендовать на финансирование из федерального бюджета.

Аккредитация производится Минобрнауки и в отношении своих дочерних вузов и в отношении частных, которые являются конкурентами в соревновании за финансирование бюджетных мест. Данное обстоятельство может быть причиной конфликта интересов при осуществлении лицензирования и аккредитации в образовании.

В соответствии с планом контрольных мероприятий на 2014 год, плановым государственным проверкам подвергнутся только 4 подведомственных Минобрнауки вуза, что примерно в 27 раз меньше по сравнению с количеством проверок частных образовательных учреждений.

Несмотря на задекларированное законом «Об образовании в Российской Федерации» равенство частного и министерского образования, из действий Минобрнауки следует, что министерское – «более равное».

Государственный контроль Минобрнауки – это контроль в интересах Минобрнауки

Следует отметить, что ежегодный министерский мониторинг осуществляется в отношении всех образовательных организаций, а плановый государственный контроль – почти полностью только в отношении конкурирующих с подведомственными Минобрнауки частных вузов.

Таким образом, имеются основания для сомнения в эффективности существующей системы контроля в сфере профессионального образования.

Каковы же критерии эффективности этого контроля, кто их устанавливает и кто оценивает результаты работы Минобрнауки и подведомственной ему федеральной службы в сфере контроля?

Само Минобрнауки.

Сложилась уникальная ситуация – Минобрнауки устанавливает образовательные стандарты, выдает лицензии, проводит аккредитацию, распределяет финансирование, проводит контрольные мероприятия, оценивает их эффективность, то есть само ставит оценку своей работе.

Минобрнауки подвергается проверкам других государственных органов, например, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, службой бюджетного контроля. Но данные проверки по существу не имеют отношения к предмету образования. Государственный контроль и надзор в этой области осуществляет подведомственная министерству Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Подчиненный ставит оценку своему начальнику

Надзирает за выполнением закона при работе учреждений Минобрнауки прямой подчиненный министра – глава Рособрнадзора.

Подчиненный Рособрнадзор должен выявлять и разглашать информацию о нарушениях закона, допущенных в результате работы учреждений своей вышестоящей организации – Минобрнауки.

Неудивительно, что результат такого надзора – не более чем фикция.

Эффективный государственный надзор и контроль не может осуществляться подчиненным в отношении работы вышестоящего.

Следует отметить, что работа Рособрнадзора оценивается Министерством образования и науки, а работа учреждений Минобрнауки оценивается Рособрнадором.

Существующая ситуация, когда соподчиненные ведомства друг друга проверяют и оценивают, напоминает сюжет басни Крылова про Петуха и Кукушку, когда оба «певца» могут быть бездарны, но вполне довольны творчеством друг друга.

В такой ситуации в проигрыше остается общественный интерес – песни Петуха и Кукушки регулярно исполняются под весьма дорогостоящий аккомпанемент за счет налогоплательщиков– на закупку пиар-услуг Минобрнауки тратит сотни миллионов бюджетных рублей.

Защита общественного интереса – функция общественного контроля

Общественный контроль – это внешний, независимый по отношению к органам власти контроль, это контроль в интересах общества. Государственный контроль призван совершенствовать государственное управление, общественный – повышать общественную пользу от такого управления.

Общественный и государственный контроль дополняют друг друга.  Общественный контроль уникален тем, что граждане берут на себя одну из управленческих функций. Управляемые берут на себя функцию управляющих – проверяют эффективность управления с точки зрения общественной пользы. Контролируя власть, граждане сами становятся властью.

Об истории возникновения общественного движения «Обрнадзор», целях, задач и достижения читайте в соответствующих разделах нашего сайта.