Букет Кравцова: проверки на возмездной основе, нецелевое использование бюджетных средств, двойная закупка одной услуги

Сергей Кравцов равно далек в образовании и от надзора и от лицензирования, аккредитации и других госуслуг Рособрнадзора. Но в ведомстве министра Ливанова Сергей отвечал за госзакупки в должности директора Департамента управления программами и конкурсных процедур. Казалось бы, в проектной работе Сергей Кравцов должен разбираться, но и в этой сфере на его профессионализме мы вынуждены поставить большой знак вопроса.

Одним из инструментов «Экспертного контроля» является официальный государственный портал госзакупок – zakupki.gov.ru. Наше внимание привлекли объявленные Рособрнадзором в конце декабря 2013 года торги на крупные суммы, а именно конкурс на экспертное обеспечение процедур госконтроля (начальная цена – 40000000 рублей) и конкурс на инструктивно-методическое обеспечение таких процедур (начальная цена – 50000000 рублей).

Официальные наименования сомнительных закупок

1. Обеспечение привлечения экспертов в мероприятия по надзору и контролю за образовательными и научными организациями Рособрнадзора – конкурс 014-кс-2013

2. Совершенствование комплексного инструктивно-методического обеспечения процедур федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью образовательных организаций – конкурс Ф-08-кс-2013

Закупка Рособрнадзора под загадочным названием «Совершенствование комплексного инструктивно-методического обеспечения процедур федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью образовательных организаций» заявлена в рамках подмероприятия 7.2 ФЦПРО «Разработка, апробация и внедрение моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования».

Не обращая внимания на то, что в соответствии с положением о Федеральной службе Рособрнадзор не имеет никакого отношения к результатам дошкольного образования, отметим, что независимая оценка результатов образования предполагает ее  выполнение не государственным органом, а независимо от него. В случае с указанной закупкой финансируется обеспечение государственной функции Рособрнадзора по надзору и контролю за образовательными организациями.

Обеспечение контрольно-надзорных функций Рособрнадзора финансируется за счет средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), которые должны использоваться для развития независимой системы оценки результатов образования

В соответствии с частью первой статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, «Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств». 

Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств предусмотрена статьей 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет

Вторая существенная деталь открытого конкурса Ф-08-кс-2013 с начальной ценой контракта в 50 миллионов рублей – это обязанность исполнителя, заключившего госконтракт, обучить 200 человек и привлечь экспертов, прошедших обучение, к плановым проверкам Рособрнадзора  с оплатой  из расчета 80 руб./час, всего 650 привлечений экспертов по 3 рабочих дня за 2 года.

Как именно будут отбираться те 200 счастливчиков в год, которые за государственный счет пройдут обучение и получат престижные сертификаты – умалчивается, но согласование списка с Рособрнадзором необходимо. В ситуации когда нет четко обозначенных критериев отбора лиц, получающих обучение за государственный счет, возможны коррупционные проявления со стороны госзаказчика на этапе согласования списка.

Ключевой вопрос относительно закупки Ф-08-кс-2013 – обеспечение участия обученных экспертов в проверках Рособрнадзора

Вопрос привлечения экспертов в государственные проверки Рособрнадзора регламентируется тремя нормативными актами:

В соответствии с частью 7 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», эксперты, экспертные организации – граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

Из этого следует, что одно из установленных законом требований к привлекаемому к госконтролю эксперту – наличие у него аккредитации, полученной в установленном порядке. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689 и не предполагает какого-либо специального обучения или повышения квалификации.

Проверки вузов Рособрнадзор проводит в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 N367.

В любых государственных контрольных мероприятиях (проверках) по закону могут участвовать только аккредитованные эксперты

Пункт 36 Административного регламента устанавливает:

«Проведение проверки осуществляется комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором и формируемой из специалистов Рособрнадзора с включением в ее состав аккредитованных в установленном порядке экспертов (представителей экспертных организаций) в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по надзору принимается Рособрнадзором на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид надзора».

Условия конкурса Рособрнадзора могут быть признаны незаконными как минимум по двум причинам

Во-первых, закон не предусматривает возможности участия в государственных проверках лиц, не имеющих соответствующую аккредитацию, а госзаказчик такого требования не предъявляет, во-вторых, нарушаются права аккредитованных экспертов, не прошедших повышение квалификации у победителя конкурса, ведь закон такого требования к привлекаемым экспертам не предъявляет.

Закон запрещает привлекать в проверки Рособрнадзора неаккредитованных экспертов и предъявлять к аккредитованным экспертам требование о наличии определенного сертификата о повышении квалификации

Таким образом, исполнение госконтракта по конкурсу Ф-08-кс-2014 возможно только если обученные победителем конкурса эксперты будут аккредитованы Рособрнадзором, поэтому далее следует самое интересное из наших наблюдений.

Рособрнадзор закупает одну и ту же услугу дважды

Один из предметов закупки по конкурсу Ф-08-кс-2014 дублируется конкурсом 014-кс-2013 – привлечение экспертов к плановым проверкам образовательных организаций. Ранее мы уже публиковали материал о том, что объем закупок по конкурсу 014-кс-2013 завышен и контракт не может быть исполнен со стороны Рособрнадзора по кадровым причинам.

Необходимый объем экспертного обеспечения проверок не просто завышен, он еще и закуплен дважды

В обоих случаях исполнитель (победитель конкурса или единственный участник размещения) должен подобрать, привлечь экспертов, эксперты должны провести экспертизы в ходе проверок, написать экспертные заключения и отчеты. Даже почасовая оплата у экспертов в этих конкурсах одинаковая, установленная Правительством РФ – 80 рублей в час.

Да, освоить миллиард рублей за год – задача непростая, но проведение двойных закупок – не самый безопасный способ исполнения бюджета.

Яркой иллюстрацией подхода Рособрнадзора может стать обязанность победителя конкурса Ф-08-кс-2014 на странице 93 конкурсной документации в графе «Результат работы (итог оказания услуги)» указано: «Проведение плановых проверок Рособрнадзора на возмездной основе». Такой вот честный подход.

Проверки Рособрнадзора в 2014 году будут проводиться на возмездной основе, в этом честно признался сам Рособрнадзор

И мы прекрасно понимаем, что Сергей Кравцов вынужден заниматься надзором и контролем в образовании по случайному стечению обстоятельств, его стихия – это школьный госэкзамен и проектная деятельность, и наша цель – не топить молодого чиновника упрямыми фактами, не ловить на неправде, а помогать в исправлении ошибок и недостатков в работе.

Именно поэтому аналитические материалы открыто публикуются и общедоступны. Мы делаем это для того, чтобы руководство Рособрнадзора имело время и возможность исправить недостатки своей работы до проверки.

Как поступить Сергею Кравцову?

Выход из сложившейся и прямо скажем опасной ситуации несложный. Обратите внимание – мы могли подождать еще несколько дней до заключения госконтракта 014-кс-2013 и тихо написать заявление в Генпрокуратуру, Счетную палату и другие госорганы, но увольнение или (не дай Бог) уголовное дело на Сергея Кравцова – не наша цель, поэтому мы еще раз поможем Сергею профессиональным советом.

Госконтракт по конкурсу Ф-08-кс-2014 уже подписан и исполняется. Репутация и высокое положение Исполнителя госконтракта в Системе образования не дает нам повода усомниться в честности процедуры проведения торгов и в успешной дальнейшей реализации проекта.

А вот с госконтрактом по конкурсу 014-кс-2013 ситуация совсем иная – единственным участником конкурса признан Учебно-издательский Центр «Интерактивная линия». Об этой виртуальной структуре мы пока писать не будем, хотя уже зафиксировали все доказательства и знаем чья, кому, как и сколько. И даже кто. Обращаем внимание почтенной публики на то, что из конкурса под сомнительным предлогом были выведены довольно известные в Системе организации – Национальное рейтинговое аттестационное агентство (Росрейтинг) и Российская ассоциация аккредитованных учебных заведений.

Контракт по экспертному обеспечению проверок на 32000000 бюджетных рублей может быть подписан с компанией, которая с 2005 по 2009 год занималась только ЕГЭ

Какое интересное совпадение, ведь и Сергей Кравцов точно в это время занимался ЕГЭ – в Рособрнадзоре и Федеральном центре тестирования.

Но нет, что Вы, нет! Это просто случайное совпадение. Случайное!

Вот кстати копия сайта компании, которая может получить многомиллионный госконтракт, он не обновлялся с 2009 года. И адрес указан отличный от того, что в конкурсной заявке (хотя по выписке из ЕГРЮЛ он не менялся с 2003 года). Это небольшая часть информации, имеющейся в нашем распоряжении, а вот если Сергей Кравцов пойдет-таки на нарушение закона и заключит госконтракт, тогда мы выложим на стол все карты. Допускаем, что после публикации сайт «Интерактивной линии» заблокируют или изменят, для просмотра информации Вы можете воспользоваться нашими копиями (ссылки выше).

Трудный выбор между креслом и миллионами

Ситуация такова, что Сергею Кравцову придется выбирать. Оба контракта в существующем виде иметь крайне опасно. Расторгать или изменять госконтракт с МГЮА – означало бы «потерять лицо». Поэтому самый разумный вариант – это если «Интерактивная линия» вернется туда, где она находилась с 2009 года и где ей самое место – в небытие. Потеря обеспечительного взноса – это меньшая потеря по сравнению с креслом руководителя Рособрнадзора.

Руководство и команда проекта «Экспертный контроль «До проверки.ру» отдельно отмечает свое глубокое уважение к коллективу МГЮУ (МГЮА) имени О.Е.Кутафина и лично его ректору В.В.Блажееву. Упоминанием в данной публикации мы никоим образом не ставим под сомнение авторитет, доброе имя, репутацию и честность Университета при участии в конкурсе Рособрнадзора. Напротив, в случае, если наши опыт и знания могут оказать содействие в реализации госконтракта - просим Виктора Владимировича обращаться и готовы помочь. 

Результат анализа будет использован в соответствии с Паспортом проекта (задачи 1, 2, 6).

Букет Кравцова: проверки на возмездной основе, нецелевое использование бюджетных средств, двойная закупка одной услуги was last modified: Август 12th, 2014 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Архив «До проверки.ру» и отмечено , , , , , , .