Добро обжаловать! Законность проверок Рособрнадзора под сомнением

Уважаемые читатели и участники «Экспертного контроля «До проверки.ру»!

Прежде всего хотим отметить, что в результате мониторинга СМИ к нам поступила «апелляция» на решение о присуждении «резинового Оскара» за включение в Перечень Кравцова Приладожского филиала Петрозаводского государственного университета, несуществующего уже 2 года.

После рассмотрения фактических данных мы вынуждены передать «резиновой Оскар» Сергею Кравцову за закрытие Куйбышевского филиала Новосибирского государственного технического университета, который, по заявлению вуза, не работает с 2011 года.

Приносим руководству уважаемых университетов извинения за допущенные неточности. Отмечаем, что в результате поспешного вручения награды интересы Сергея Кравцова не пострадали, напротив, хочется отметить широту и глубину его «борьбы» с несуществующими филиалами, которая  простирается  на три года назад.

По уточнению, самый старый из несуществующих филиалов, включенных в Перечень Кравцова, был ликвидирован не 2, а 3 года назад

Когда заявления Сергея Кравцова кто-то начал проверять на достоверность, рапортовать о достижениях стало сложнее. Так и должно быть, жить и работать честно – дело непростое. Анализу итогов проверок мы посвятим отдельный большой материал, а сегодня мы публикуем материал о правовом основании таких проверок.

Законность или незаконность зимних проверок Рособрнадзора может быть установлена решением Суда или высшим надзорным органом, мы указываем на возможные юридические нарушения

Первоначально мы обещали предоставить набор процессуальных документов, необходимых для признания незаконными проверок Рособрнадзора, слушателям нашего первого в 2014 году семинара для представителей вузов, но в связи с произошедшими накануне событиями мы объявляем о «широкой распродаже» и предоставляем наше правовое решение бесплатно.

Опережая позицию Рособрнадзора о «вредителях, саботирующих государственную задачу», поясним, что, во-первых, например, в IT-компаниях есть специальные подразделения, которые за немалые деньги нанимают хакеров для поиска слабых мест в архитектуре информационных систем; в банковской системе существует практика проведения стресс-тестов; в армии – внезапных проверок.

Рособрнадзору в этом смысле повезло, он (как, впрочем, еще с сентября по декабрь 2013 года) получает наши услуги абсолютно бесплатно.  Ну а во-вторых, все очень просто – не нарушайте закон и нам не о чем будет писать.

Как возможно признать зимние проверки Рособрнадзора в 2014 году незаконными – правовое решение для вузов

Первое

Речь идет о проверках Рособрнадзора, проведенных в период с 25 декабря 2013 года по день заключения госконтракта по итогам конкурса  014-кс-2013 (в соответствии с протоколом рассмотрения заявок, госконтракт должен быть заключен до 11 марта 2014 года).

Рособрнадзор по какой-то причине объявил о закупке услуг по экспертному обеспечению проверок только 30 декабря 2013 года, хотя знал о том, что такое обеспечение будет необходимо (введено с сентября 2014 года из-за нового закона «Об образовании…») – первый такой госконтракт был заключен 12 сентября 2013 года, и мы были его соисполнителем и не получили оплаты.

А 28 января 2014 года ведомство Сергея Кравцова случайно обнаружило, что в конкурсной документации отсутствует всего каких-то 40% критерия для выявления победителя конкурса, и высокопрофессиональные сотрудники в прошлом главного  проектного закупщика Минобра Сергея Кравцова были вынуждены внести изменения и отодвинуть дату проведения торгов на 19 февраля 2014 года.

Впрочем, воспользоваться найденными 40% критерия Рособрнадзору не пришлось – два из трех участников конкурса просто не были допущены Рособрнадзором к соревнованию по формальным причинам.

Второе

Признать действие или акт госоргана незаконным может только суд. В случае с приказом Рособрнадзора о проведении проверки – Московский арбитражный суд, действует подсудность по месту нахождения Рособрнадзора.

Проводим предварительный анализ Приказа Рособрнадзора, копия которого по закону вузу передается до начала проверки. Если в составе проверочной комиссии есть кто-то кроме государственных служащих (эксперты) – наше правовое решение применимо, если в составе комиссии только инспектор Рособрнадзора – решение может помочь проверенному вузу, но вероятность успеха снижается примерно вдвое.

Если эксперты в проверку не привлекались – воспользуйтесь императивным характером нормы об их привлечении и предположением отсутствия у инспектора Рособрнадзора специальных знаний во всех областях предмета проверки.

Третье

Пишем заявление в суд о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, в нашем случае Приказа Рособрнадзора о проведении проверки. Требования закона к содержанию такого заявления установлены статьей 199 АПК РФ.

В основание заявления закладываем Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 164

«Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» (пункт 12):

К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма договора утверждается федеральным органом по контролю и надзору.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения органа управления или организации, в отношении которых проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.

Указываем Суду на то, что результаты конкурса, победитель которого (единственный участник) определился только 21 февраля 2014 года, а заключение госконтракта должно состояться до 11 марта (переносится с 10 марта на первый рабочий день).Прикладываем распечатку с сайта госзакупок:
http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/order_document_list_info/show?source=epz&notificationId=8323553

Рекомендуем Вам сделать распечатку конкурсной документации (или выдержки из нее), из которой видны обязанности по подбору по критериям и что экспертное обеспечение одной проверки стоит Рособрнадзору до 47846 рублей 88 копеек. Подробнее здесь…

Указываем Суду на то, что Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 164 обязало Рособрнадзор установить критерии отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, но такого нормативного-правового акта опубликованным вы не обнаружили.

Подробнее о порядке подготовки и действительности актов госорганов читайте здесь…

Далее представляем Суду два Административных регламента Рособрнадзора.

Регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования, (утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 N 367), пункт 36:

«проведение проверки осуществляется комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором и формируемой из специалистов Рособрнадзора с включением в ее состав аккредитованных в установленном порядке экспертов (представителей экспертных организаций) в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по надзору принимается Рособрнадзором на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид надзора. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по надзору осуществляется в соответствии с критериями отбора, устанавливаемыми Рособрнадзором».

Регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, (утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 N 370), пункт 37:

«проведение проверки осуществляется комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором и формируемой из специалистов Рособрнадзора с включением в ее состав аккредитованных в установленном порядке экспертов (представителей экспертных организаций) в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается Рособрнадзором на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид контроля. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, устанавливаемыми Рособрнадзором».

Делаем предположение о том, что Приказ Рособрнадзора о проверке Вашего вуза был издан с нарушением Постановления Правительства РФ от 11.03.2011 N 164 и указанных административных регламентов в части подбора экспертов по определенным критериям с заключением с ними гражданско-правовых договоров.

Данное нарушение законодательства со стороны Рособрнадзора могло привести к нарушению прав проверяемого юридического лица в части включения в комиссию аккредитованного эксперта соответствующего предусмотренным Законом критериям, что неизбежно отразилось на заключении эксперта и результатах проверки.

Важно!

Обращаем Ваше внимание на то, что просто формальное нарушение Рособрнадзором законодательства, пусть и дает основание назвать его проверки незаконными, но не влечет автоматической отмены приказа о проведении проверки и ее итогов – вузу необходимо прежде всего ссылаться на нарушение его прав, которое возможно стало следствием нарушения Рособрнадзором установленной процедуры. Еще раз про право – вуз имеет право на проверку с участием квалифицированных экспертов в той сфере, которая проверялась. Это должны обеспечить критерии отбора, которые впрочем в очередной раз можно назвать «секретными».

Прямо в заявлении или отдельным ходатайством просим суд истребовать документы, касающиеся критериев отбора экспертов, процедуры отбора, отбора экспертов применительно к Вашей проверке и копии договоров с привлеченными экспертами. Прикладываем все материалы по проверке (копия приказа, акт, предписание и административный материал – если есть).

В зимние проверки Рособрнадзора эксперты могли привлекаться с нарушением установленной законной процедуры, либо не привлекались вовсе. И то и другое – возможные основания для подачи вузом заявления в суд и признания незаконными действий и актов госоргана

Если нам не удалось доступно объяснить юридические тонкости процедуры организации проведения проверок Рособрнадзора, но по прочтении у Вас появилось желание обратиться за защитой своих прав с судебным заявлением – адвокаты с удовольствием помогут.

Результат анализа будет использован в соответствии с Паспортом проекта (задачи 2, 6). Аналитические материалы открыто публикуются и общедоступны. Мы делаем это для того, чтобы руководство Рособрнадзора имело время и возможность исправить недостатки своей работы до проверки.

Подробнее о незаконных проверках читайте здесь

Добро обжаловать! Законность проверок Рособрнадзора под сомнением was last modified: Август 12th, 2014 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Архив «До проверки.ру» и отмечено , , , , .