Экспертный контроль – честный ЕГЭ: кому он нужен? (часть I)

Пользуясь случаем, мы хотим поздравить Министерство образования и науки и подведомственный Рособрнадзор с первым местом в рейтинге неэффективности среди государственных органов. И это именно административный регламент Рособрнадзора по исполнению государственных функций контроля (надзора) фигурирует в отчете Счетной палаты.

Контрольно-надзорная деятельность в Рособрнадзоре и вправду ни к черту! Думаете с ЕГЭ лучше? Сергей Кравцов, наверняка тоже так думает.

Выводы «Экспертного контроля» были подтверждены аудиторами Счетной Палаты Российской Федерации

Таким образом, мы рады констатировать выполнение критерия эффективности №1, предусмотренного Паспортом проекта «Экспертный контроль». Как мы писали позавчера, «Экспертный контроль» эффективен, а Рособрнадзор – нет, сегодня это подтвердила Счетная палата.

Общественный контроль эффективен, а Рособрнадзор – нет

Также мы не можем умолчать о кадровом решении Сергея Кравцова.

Свою позицию по делу Росаккредагентства и анонимного партизанского блога «Экспертный контроль» изложил 27 февраля 2014 года в этой публикации. Мы порекомендовали Сергею Кравцову провести служебную проверку с последующими выводами. Сергей (уже традиционно) следует нашим рекомендациям.

Как стало известно, вчера руководитель Росаккредагенства была уволена без обнародования причины. Нам не удалось получить комментарии – по телефону, указанному на сайте агентства, никто не ответил.

Честный ЕГЭ?

Как мы давно обещали, «Экспертный контроль» включается в ЕГЭ-кампанию Сергея Кравцова. Сегодня мы препарируем вопрос честного ЕГЭ.

Кому он нужен, честный ЕГЭ?

Кто-то считает, что всем, кто-то – что никому. Найти однозначный ответ на этот вопрос непросто. В сфере образования есть сторонники и противники единого госэксзамена, некоторые эксперты даже полагают, что ЕГЭ уничтожает российское образование, некоторые – что позволяет объективно оценить знания. Входить «с улицы» в дискуссию, в которой десять лет участвуют настоящие гранды образования, было бы нескромно и самонадеянно. Мы и не будем. Мы – команда госуправленцев, юристов и общественников, а не педагогов.

Поэтому на вопрос «Кому нужен честный ЕГЭ?» будем искать простой и циничный ответ.

В римском праве, от которого произошла используемая в России правовая система (романо-германская), есть так называемые формулы – формулы римского права. Есть, например, такая: «Aequum est neminem cum alterius detrimento et injuria fieri locupletiorem» (справедливость требует, чтобы никто не обогащался незаконно и в ущерб другому лицу), но сегодня в нашем исследовании мы применим другую:

«Cui bono» – «на чью пользу» или «смотри кому выгодно»

Одним из приемов судебного следствия в Древнем Риме был анализ того кто получает выгоду от события, совершенного деяния, деликта или преступления. Вот, например, две торговые лавки на одной улице торгуют схожим товаром, одна ночью сгорела в результате поджога.

Смотри кому выгодно – теперь у второго торговца вдвое больше покупателей, подозревают его. Потому что ему выгодно. Например, юридической компании выгодно, чтобы государственные инспекторы на проверках не брали взяток, а адвокатам – чтобы судьи руководствовались законом, а не выгодой; честные соревнования выгодны сильным спортсменам, что же с ЕГЭ?

Итак, на чью пользу честный ЕГЭ?

ЕГЭ – это общеобязательная процедура в огромной стране. В процедуре участвует масса субъектов с переплетенными сложными и порой невидимыми отношениями – административными, экономическими, политическими, бюджетными, коррупционными, антикоррупционными, клановыми, этнокультурными, демографическими, да все и перечислить не получится.

Будем называть их «субъектами ЕГЭ». У всех субъектов ЕГЭ есть свои интересы, мотивы, выгоды и страхи.

И вот в этом году, имея рекордный за всю историю Рособрнадзора бюджет почти в миллиард рублей, Сергей Кравцов решил основательно вложиться в честный ЕГЭ. Закуплены пиарщики на 48 с половиной миллионов, группа мониторинга на 109 миллионов. Еще кое-что.

Если что-то делается, значит это кому-то нужно? Нам стало интересно – Cui bono? На чью пользу?

Для написания этой статьи мы распросили всех участников цепочки ЕГЭ. Проделана гигантская работа, и мы готовы поделиться ее результатами с нашими читателями и участниками проекта. Рассмотрим интересы основных субъектов ЕГЭ. Начнем с потребителя.

Школьник, выпускник

Вынесем за скобки гениев, медалистов (хотя с ними тоже есть особенности) и прочих в хорошем смысле «ботаников», они напишут сами или им помогут написать. Хорошистов и троечников большинство, поэтому про них. Опрошенные нами выпускники выразили плохое отношение к ЕГЭ, при ответе они часто использовали оборот «эти дурацкие тесты».

Все опрошенные признались, что при наличии возможности хотели бы списать на экзамене или купить ответы на ЕГЭ. Главной сложностью школьники назвали большое количество тестов, им непонятно по каким тестам нужно готовиться. В этом вопросе они делают выбор в пользу материалов, рекомендованных педагогами.

Вот такой образ выпускника у нас получился.

16-17 лет. Учится, готовится вместо того, чтобы весной гулять в парках и на тусовках, пишет честно и получает «тройку», баллов 60. Но гордится тем, что он честный человек. Затем попадает в реальную нечестную жизнь и становится пожизненным неудачником или «белой вороной».

А еще видит, что другие списывают или купили помощь (наверняка такое бывает).

А соревноваться в поступлении через систему ЕГЭ выпускник будет не с одноклассниками, а с такими же выпускниками со всей России. Получается, что школьнику честный ЕГЭ на пользу, только если во всех остальных тысячах пунктов приема экзамена процедура также будет честной. А школьники сейчас народ продвинутый, читающий, они понимают, что это невозможно.

Напротив, нечестный ЕГЭ, как бы это плохо и цинично ни звучало, готовит школьника к реальной взрослой жизни. Потому что в вузе (или на работе) с честными процедурами ему придется встречаться с каждым годом взросления все реже и реже.

Родители школьника, выпускника

Желательно чтобы ребенок поступил на бюджет. Еще лучше – если в престижный вуз. Часть родителей понимает, что их чадо на пятерку не тянет. И даже на 4. Если есть возможности – можно выйти на местный орган управления образованием или региональный. Мы с вами помним прошлогодние скандалы с медицинскими справками для досрочной сдачи ЕГЭ детками влиятельных региональных чиновников.

Тем не менее, большинство опрошенных родителей за честный ЕГЭ, хотя понимают, что это недостижимо. На вопрос «Готовы ли вы помочь сдающим ЕГЭ, будучи общественным наблюдателем при проведении экзамена?» отвечают, что готовы в надежде на то, что их детям тоже кто-то поможет. Хотя признаются в том, что достаточных знаний для подсказок у них нет, и помощь может заключаться только в «незамечании» списывания.

Родители в общем за честный ЕГЭ при условии, что он будет повсеместно честным, но готовы помочь в списывании на экзамене своим бездействием.

Учитель, педагог. Наше всё

ЕГЭ – это и его результат. Процентов 70 мотивации школьника можно спроецировать и на учителя. Выше бал ЕГЭ – учителю выгоднее, ниже – хуже. А все эти перетасовки учителей в пунктах приема – смешная попытка противостоять корпоративной солидарности одной из самых старых и крепких в мире корпораций – корпорации педагогов. Плюс административные особенности – категория, премии, репутация, рейтинг. А за низкий балл учеников и директор может строго спросить – на кону вопрос о профессиональной пригодности. А если нечестного ученика после первого курса и отчислят, учитель об этом может вообще не узнать. Но вряд ли отчислят, скорее переведут на платное обучение.

Учителю на пользу высокий результат, а не честный ЕГЭ.

Директор школы

С ним все понятно. Средний балл ЕГЭ – это рейтинг школы. Он публикуется. Чем выше рейтинг школы, тем в ней больше желающих учиться. Вот уже и очередь из родителей местной элиты, а они и в попечительский совет войдут, и материально школе помогут и административно прикроют в местном органе управления образованием. Поймали мошенников на территории школы – директор-то тут причем? Он – лицо административное. Парты чистые? Мел есть? Полы помыты? Какие к нему вопросы?

Ректор

Дутый «высокобальник» – подарок для ректора.

Если нашлись деньги на нечестный ЕГЭ –  найдутся и на платное обучение. Для вузов с КЦП это выглядит так – после завала первой сессии переводим на платное обучение. Слишком дорого на платном в госвузе – порекомендуем правильный и более доступный негос. С владельца негоса-реципиента получим благодарность за привлеченный контингент. А несколько сотен таких дутых «отличников», переведенных на платное обучение  – это уже и старенький корпус библиотеки можно отремонтировать.

А на освободившиеся бюджетные места переводим других студентов. Тут у кого как заведено, где-то по знакомству, а где-то действительно дают путевку в жизнь талантам, для которых и честный ЕГЭ и нечестный – непреодолимая преграда.

Нечестный ЕГЭ выгоден ректору, а честный ЕГЭ никак ему не помогает, нет такого параметра в мониторинге эффективности вуза.

Конец первой части. Во второй части публикации мы рассмотрим интересы органа управления образованием субъекта Российской Федерации, Губернатора (главы субъекта), Рособрнадзора, Министра образования и науки, Парламентария (Госдума, Совфед).

Мы желаем нашим читателям хороших выходных и поздравляем с наступающим праздником Светлого Христова Воскресения!

Экспертный контроль – честный ЕГЭ: кому он нужен? (часть I) was last modified: Апрель 29th, 2014 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Архив «До проверки.ру» и отмечено , .