bis-zak-1

Рособрнадзор: миллионы на проверках вузов

bis-zak-1

Сегодняшней публикацией «Обрнадзор» начинает обнародование серии экспертных расследований сомнительных госзакупок Рособрнадзора, связанных с заместителем руководителя ведомства Александром Бисеровым.

Ранее мы составили и опубликовали Реестр закупок «друзей» Бисерова на 193 миллиона рублей, и сегодня вниманию наших читателей мы представляем подробное описание схемы возможного хищения бюджетных средств №1:

Шифр:014-кс-2013 – Обеспечение привлечения экспертов в мероприятия по надзору и контролю за образовательными и научными организациями Рособрнадзора.

  • Заказчик – Рособрнадзор;
  • Начальная (максимальная) цена контракта – 40 000 000 рублей;
  • Цена контракта по итогам размещения – 32 000 000 рублей;
  • Конкурс – не состоялся из-за недопуска двух других участников;
  • Ссылка на портал госзакупок – http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?source=epz¬ificationId=8323553;
  • Исполнитель по госконтракту – АНО «Учебно-издательский Центр «Интерактивная линия» (директор – Сергей Владимирович Станченко, бывший коллега Бисерова по работе в ФИПИ);
  • Фактически перечислено Исполнителю – 32 000 000 рублей.

Все банально

Конкурсная документация указанного заказа №0173100003113000084, включая все приложения и финансово-экономические расчеты, были согласованы и подписаны назначенным на должность в августе 2013 года заместителем Руководителя Рособрнадзора Бисеровым А.Ю.

Схема возможного хищения денежных средств федерального бюджета в данной госзакупке очень проста:

  • Завышение начальной (максимальной) цены контракта при разработке и согласовании конкурсной документации, исходя из заведомо неисполнимого планового количества выездных контрольных мероприятий (986 выездных проверок);
  • Устранение участников торгов-конкурентов «своей» организации по формальным причинам (недопуск);
  • Обеспечение заключение госконтракта со «своей» организацией, несмотря на отсутствие у нее необходимой аккредитации;
  • Обеспечение отсутствия в госконтракте со «своей» компанией твердых минимальных количественных характеристик выполняемых работ (оказываемых услуг) путем замены первоначальной количественной характеристики работ (услуг) «не менее» на количественную характеристику «не более»;
  • Обеспечение своевременной приемки выполненных работ (оказанных услуг) у «своей» организации в полном объеме, использую должностные обязанности председателя «приемочной комиссии» Рособрнадзора;
  • Отказ от изменения условий госконтракта при наличии признаков несоответствия его расчетной стоимости и фактического объема необходимых работ (услуг).

Завышаем цену

Начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составила 40 миллионов рублей за счет средств федерального бюджета.

28 января 2014 года в указанную конкурсную документацию были внесены изменения технического характера (далее – «Изменения в КД») в части критериев оценки предложений участников размещения, количественной характеристики работ (услуг) и перенесена дата подведения итогов торгов.

Несмотря на то, что дата подведения итогов конкурса была изменена с 11 на 24 февраля 2014 года, а дата окончания первого этапа оказания услуг – с 13 марта на 15 апреля 2014 г. начальная (максимальная) цена контракта и другие финансово-экономические характеристики КД не были изменены Рособрнадзором.

Стоимость работ (услуг) по «Осуществлению экспертиз, проводимых в рамках надзора и контроля за образовательными и научными организациями» была рассчитана Рособрнадзором самостоятельно в Приложении № 2 к Разделу 1 конкурсной документации, именуется как «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 2014 ГОДУ» на страницах 59-62 Конкурсной документации, в последующей редакции КД это приложение не изменялось.

ФЭО - страницы 59-62 Конкурсной документации

ФЭО – страницы 59-62 Конкурсной документации

Согласно указанному Финансово-экономическому обоснованию (ФЭО), «В 2014 году запланировано проведение 986 выездных проверок образовательных и научных организаций, из них: плановых проверок – 120, внеплановых проверок – 866».

Срок оказания услуг согласно КД начинался с момента подписания госконтракта и до 25 декабря 2014 года.

Согласно Извещению об изменении условий проведения открытого конкурса 014-кс-2013, дата подведения итогов конкурса – 24 февраля 2014 года. Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о госзакупках (на момент объявления конкурса – 94-ФЗ), подписание госконтракта при отсутствии жалоб участников могло быть не ранее середины марта 2014 года.

По состоянию на момент публикации Рособрнадзором указанного заказа в Управлении надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора работали не более 11 сотрудников, уполномоченных на осуществление проверок образовательных организаций.

Провести силами 11 уполномоченных сотрудников за 9 неполных месяцев с середины марта по 25 декабря 2014 года 986 выездных проверок образовательных организаций в период представляется нам невозможным. Особо следует отметить, что выездная проверка образовательной организации без личного присутствия государственного служащего Рособрнадзора на объекте проверки невозможна в соответствии с действующим законодательством.

А в соответствии с представленным Рособрнадзором в КД Финансово-экономическим обоснованием, в каждой выездной проверке сотрудник Рособрнадзора должен был лично провести 2 или 3 дня без учета времени на проезд до объекта проверки и обратно.

Исходя из расчета Рособрнадзора, стоимость экспертного обеспечения одной выездной проверки должна была составить 40567,95 рублей (40 000 000 рублей/986 проверок).

Торгуемся

11 марта 2014 года государственный контракт № 014-кс-2013 между Рособрнадзором и АНО «Учебно-издательский Центр «Интерактивная линия» (далее – «госконтракт») был заключен, его копия и другие документы размещена на портале госзакупок по адресу http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=0173100003114000055.

Со стороны Рособрнадзора госконтракт подписан заместителем руководителя Бисеровым А.Ю., а со стороны «Интерактивной линии» – его бывшим коллегой по работе в ФГНУ «ФИПИ», директором АНО «Учебно-издательский Центр «Интерактивная линия» Станченко С.В.

Потери федерального бюджета из-за меньшего по сравнению с расчетным периодом оказания услуг (расчет на весь 2014 год, фактически госконтракт заключен 11 марта 2014 года, то есть на 9,5 месяцев) могли быть компенсированы снижением цены допущенным участником с 40 до 32 миллионов рублей (40 млн./12 мес.=3,33 млн. в месяц; 9,5 мес.*3,33 млн. = 31,66 млн.).

Такое совпадение косвенно может свидетельствовать о возможной неофициальной связи между госзаказчиком и единственным допущенным к участию в конкурсе участником размещения заказа – предложение о цене контракта могло быть так точно уменьшено пропорционально просрочке проведения конкурсных процедур для того, чтобы в дальнейшем избежать подозрений в коррупции.

Меняем параметр «не менее» на «не более»

Несмотря на то, что в обоснование начальной (максимальной) стоимости контракта при проведении торгов Рособрнадзор указал необходимость экспертного обеспечения 986 выездных проверок, заключенный впоследствии Госконтракт и его приложения вообще не предусматривают минимальных объемов оказания услуг – везде по тексту госконтракта используется условие «не более».

Например, количественная характеристика услуги «Привлечение не менее 445 представителей ЭО», указанная в Разделе 2 «Виды услуг, требования, предъявляемые к услугам» относительно услуги «1. Осуществление экспертиз, проводимых в рамках надзора и контроля за образовательными и научными организациями» в конкурсной документации (страница 64 первоначальной редакции КД) необъяснимым образом превратилась в заключенном госконтракте в характеристику «не более» (страница 10 госконтракта).

То есть, по заключенному Рособрнадзором с «Интерактивной линией» госконтракту Исполнитель мог обеспечить любое количество проверок Росообрнадзора, получив оплату в полном объеме.

ravshan

Для примера представьте ситуацию с ремонтом, где сначала вам обещают за определенную сумму покрасить, например, не менее 100 квадратных метров стены, а договор принесли и подписали с формулировкой не более 100 метров. Чувствуете разницу? В случае с ремонтом проигрываете вы, а в случае с госконтрактом, подписанным Бисеровым – федеральный бюджет. Выигрывает, что очевидно, бывший коллега и приятель Бисерова Станченко, который получит полную оплату при любом количестве проверок.

Сколько реально было проверок

Исходя из предположения об установлении заведомо завышенной расчетной начальной (максимальной) цены контракта с целью передать государственный заказ определенному участнику размещения, мы провели анализ фактически проведенных Рособрнадзором выездных проверок в период с 11 марта по 25 декабря 2014 года.

Рособрнадзор на своем официальном интернет-сайте по адресу http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/compliance_with_legislation/ в разделе «Документы» ежемесячно размещал «Информацию о результатах проведенных плановых и внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В настоящее время все документы спрятаны, ссылка на них – удалена.

Скачать архив отчетов можно по этой ссылке (около 46 Мб).

По состоянию на 30.12.2014 года (последняя информация размещена госорганом 13.01.2015 г.), в период с 11 марта по 25 декабря 2014 года Рособрнадзор осуществил 388 выездных проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, исходя из расчетной стоимости одной выездной проверки в 40567,95 рублей, выполненной Рособрнадзором в обоснование начальной (максимальной) цены контракта при закупке услуг по экспертному обеспечению проверок стоимость такого обеспечения составила исходя из количества фактически проведенных выездных проверок составила 15 740 364,6 рублей, а не 32 000 000 рублей, которые Рособрнадзор перечислил в адрес АНО «Учебно-издательский Центр «Интерактивная линия».

Стоит отметить, что и председателем комиссии Рособрнадзора по приемке результатов выполненных работ, по решению которой подписывались акты приемки исполнения обязательств «Интерактивной линии» является заместитель руководителя Рособрнадзора Бисеров.

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что описанная схема предполагаемого хищения бюджетных средств была бы неполной без упоминания про документарные проверки, осуществленные Рособрнадзором в период с 11 марта по 25 декабря 2014 года. По данным Рособрнадзора, размещенным на его официальном сайте в сети Интернет, за указанный период проведено 119 документарных проверок, при проведении которых отсутствуют расходы, по проезду и проживанию экспертов, учтенные в финансово экономическом обосновании Рособрнадзора.

То есть цену контракта рассчитали на 968 выездных проверок (с оплатой проезда и проживания), а провели около 400 выездных и почти 120 документарных.

Согласно данным, поданным Рособрнадзором в Минэкономразвития (статистическое наблюдение), проверок было даже меньше, чем мы насчитали.

Подробный материал о количестве проверок вузов доступен по этой ссылке.

О количестве проверок, заявленных Бисеровым, можно узнать по этой ссылке.

Ошибка в расчетах или преступление?

По нашему мнению, в целях хищения бюджетных средств заместитель руководителя Рособрнадзора Бисеров А.Ю. мог вступить в сговор с бывшим коллегой по работе в ФГНУ «ФИПИ» – директором АНО «Учебно-издательский Центр «Интерактивная линия». Факты налицо – расчет произведен исходя из невыполнимого плана выездных проверок, необеспеченных необходимым количеством сотрудников профильного управления Рособрнадзора.

Нет аккредитации? Не беда!

Конкурсной документацией открытого конкурса №014-кс-2013 (страницы 78-79 КД) в разделе 4 «Требования о наличии у Исполнителя лицензии, государственной аккредитации, об обладании правами на объекты интеллектуальной собственности» Рособрнадзором было установлено следующее требование к Исполнителю: «Наличие у эксперта (экспертной организации), аккредитованного на соответствующие задачам проверки виды надзора и контроля свидетельств об аккредитации эксперта (экспертной организации) в сфере образования».

По данным «Реестра аккредитованных экспертных организаций для участия в контрольно-надзорной деятельности», размещенного на официальном сайте Рособрнадзора (http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/compliance_with_legislation/form2/), у АНО «Учебно-издательский Центр «Интерактивная линия» такой аккредитации (соответственно и свидетельства об аккредитации) нет.

Скриншот реестра от 04 июня 2015 года доступен по этой ссылке.

Держи карман шире

Несмотря на то, что по итогам работы за полугодие и последующих расчетных периодов было очевидно, что расчетное количество выездных проверок невозможно реализовать, работы у «Интерактивной линии» принимались Бисеровым А.Ю. и оплачивались Рособрнадзором в полном объеме (всего перечислено 32 миллиона рублей). Имея такую возможность на основании Приказа Рособрнадзора от 25 октября 2013 года №1062, Бисеров А.Ю. не внес предложений об изменении госконтракта с «Интерактивной линией».

Сэкономим за счет госвуза

Также вероятно, что Рособрнадзором в проверки образовательных организаций наряду с экспертами, привлеченными «Интерактивной линией», привлекались эксперты на основании второго (частично дублирующего) госконтракта Рособрнадзора – ГК № Ф-08-кс-2014, также заключенного Бисеровым А.Ю. с другой организацией – МГЮУ им.Кутафина, который в том числе предусматривает «Привлечение экспертов, прошедших обучение, к плановым проверкам образовательных организаций на возмездной основе» (пункт 2.3.3 части II.3 Раздела 2 Приложения 1 к Госконтракту от 12.02.2014 г. – страница 14 госконтракта с приложениями).

Общая стоимость услуг по указанному «дублирующему» госконтракту в 2014 году составила 22 миллиона рублей, стоимость услуг по привлечению экспертов отдельно в контракте не приводится. В конкурсной документации к конкурсу Ф-08-кс-2014, указана следующая количественная характеристика услуги «Привлечение экспертов, прошедших обучение, к плановым проверкам Рособрнадзора на возмездной основе»: оплата работы экспертов из расчета 80 руб/час, 350 экспертов по 3 рабочих дня, 24 час х 350 чел х 80 руб х 1,3 = 873 600,00 руб. (страница 68 КД Ф-08-кс-2014).

Материалы исследования были направлены в правоохранительные органы.

img016

Рособрнадзор: миллионы на проверках вузов was last modified: Июнь 4th, 2015 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Экспертный контроль и отмечено , , , .