vuzy-ceny

Стоимость обучения в вузах проверил «Обрнадзор»

vuzy-ceny

В январе 2015 года экспертами Движения «Обрнадзор» в сфере общественного контроля в образовании была разработана методика мониторинга цен на обучение в государственных вузах по программам высшего образования. В соответствии с Методикой в феврале 2015 года был проведен первый этап Мониторинга, в ходе которого была определена целевая группа вузов, за которой было установлено наблюдение.

Целевая группа была представлена 121 государственной образовательной организацией, реализующей программы высшего образования.

В марте 2015 года в ходе второго этапа Мониторинга было выполнено фиксирование текущих цен 2014-2015 учебного года на обучение в вузах целевой группы. В июне 2015 года в результате третьего этапа Мониторинга были проанализированы обновленные цены 2015-2016 учебного года в вузах целевой группы по зафиксированным в ходе второго этапа специальностям.

В качестве материалов для проведения Мониторинга использовалась информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций. Копии страниц и приказов с информацией фиксировались программными средствами, позволяющими установить их аутентичность в случае возникновения спорных ситуаций и возможных претензионных требований со стороны участников Мониторинга.

Краткие итоги мониторинга повышения цен в государственных вузах

Стоит отметить, что на время проведения третьего этапа Мониторинга – 20-26 июня 2015 года, не все вузы целевой группы опубликовали обновленные цены на платные образовательные услуги высшего образования и копии соответствующих приказов. Эксперты, участвовавшие в Мониторинге также отметили, что несмотря на установленную законом обязанность вузов публиковать цены на обучение на своих веб-сайтах, найти соответствующую страницу в ряде случаев представляется крайне затруднительно. Отсутствие четко установленного стандарта представления информации о стоимости платных образовательных услуг также препятствует оперативному ознакомлению с прейскурантами вузов.

На сайтах образовательных организаций информация о ценах на платное обучение представлена в виде текста на веб-страницах (.html), в виде файлов формата .doc, .xls, файлы формата PDF встречаются как графические (сканированные) копии оригинальных приказов (с подписями и печатью), так и преобразованные из текстовых документов. Также встречаются и графические изображения сканов приказов в графических форматах, не позволяющие поисковым системам индексировать информацию, что затрудняет ее поиск и анализ.

izv-anons

Передовица газеты Известия от 30 июня 2015 года

В результате третьего этапа Мониторинга первоначально было зафиксировано 362 случая повышения платы за обучение в вузах по различным специальностям и направлениям подготовки. Данные подверглись вторичной проверке и были включены в итоговый рейтинг только при наличии первичных документов (приказов) или проиндексированной поисковыми системами страницы с обновленными ценами на обучение в 2015-2016 учебном году.

В итоговый рейтинг вошли вузы, повысившие плату за обучения более чем на 20%. Один вуз вошел в Рейтинг один раз независимо от количества специальностей (направлений), цены на обучение по которым были повышены. Таким образом, например, Воронежский государственный университет, повысивший более чем на 20% цены на обучение по 12 специальностям (направлениям), вошел в итоговый рейтинг один раз, с максимальным повышением по направлению «Политология».

Максимальное повышение цены на обучение зафиксировано в отношении магистерской программы филфака Дагестанского государственного университета – будущие журналисты в 2015 году заплатят почти в 4 раза больше чем их предшественники в 2014-ом.

Минимальное повышение среди вузов, вошедших в топ-30 Рейтинга, показал Уфимский государственный авиационный технический университет, повысивший для будущих специалистов по экономической безопасности плату за обучение на первом курсе на 27 процентов.

Стоит отметить, что из 30 участников Рейтинга 28 подведомственны Минобрнауки, один (РАНХиГС) – Правительству Российской Федерации, один (СибГМУ) – Министерству здравоохранения и социального развития. В рейтинг вошли три федеральных университета (СКФУ, ЮФУ, КФУ),  пять НИУ (НИТУ).

Эксперты также отмечают, что повышение цен на платные образовательные услуги – это в некоторых случаях обязанность вузов в соответствии с нормативными требованиями Минобрнауки.

Результаты комментирует руководитель Движения «Обрнадзор» Алексей Монахов:

Рейтинг жадности не получился – по ходу работы мы увидели, что большинство вузов вынуждены повышать цены по требованию Минобрнауки, получился рейтинг непрофессионализма чиновников профильного министерства.

Для понимания проблемы – Минобрнауки каждый год обновляет приказ, по которому вузы должны повышать цены на платное обучение. Тех, кто не повысил или повысил недостаточно, заносят в список нарушителей и вывешивают на сайте Центра финансово-бюджетного мониторинга Минобрнауки.

Поэтому ректорам приходится делать нелегкий выбор – держать цены на нормальном, конкурентном уровне и рисковать получением бюджетных мест или повышать плату и не числиться в списке нарушителей. Получается парадоксальная ситуация – региональные вузы могут и хотят учить студентов дешевле, но Минобрнауки измеряет расчетные расходы по единой методике, которая требует повышений цен. Конечно, так происходит не со всеми вузами, например, РУДН и МИСиС в низких ценах замечены не были, но все равно повысили плату для первокурсников.

Относительно заявления Минобрнауки

В заявлении для прессы, распространенным «Обрнадзором» особо отмечалось, что эксперты Движения самым тщательным образом проверяли информацию, размещенную на сайтах вузов. В связи с этим представляется крайне непрофессиональным и сомнительным комментарий-опровержение, предоставленный пресс-службой Минобрнауки в Известия, опубликовавшие материал об итогах Мониторинга.

izvМинобрнауки, отрицая факт повышения платы за обучение в 4 раза одним из подведомственных вузов, комментирует стоимость обучения по программе бакалавриата, а лидером рейтинга, составленного Обрнадзором и опубликованного Известиями, стало повышение цен на обучение по программе магистратуры (ДГУ, специальность Журналистика, первый курс, очная форма обучения). При всем уважении к вузу и его руководству, именно из-за непрофессионального поведения представителей Минобрнауки в данной ситуации мы были вынуждены неоднократно сделать акцент на ситуации с повышением цен в ДГУ в ходе контактов с рядом СМИ.

В этой связи мы призываем Минобрнауки более ответственно подходить к работе по взаимодействию со средствами массовой информации и фактчекингу, провести необходимые корпоративные мероприятия по повышению квалификации сотрудников, направленные на приобретение ими компетенций, позволяющих различать уровни, направления и формы получения образования в Российской Федерации.

Первичные документы ДГУ:

Мониторинг цен в вузах, проводимый министерством

Эксперты Движения отмечают «социальную ущербность» мониторинга цен на платные образовательные услуги, проводимого Минобрнауки. Исходя из опубликованных результатов, целью мониторинга является соблюдение вузами Приказа министерства о том, что цены на платное образование в госвузах не должны быть ниже аналогичного «подушевого» финансирования в рамках госзаданий (бюджетные места). То есть, Минобрнауки выполняет не мониторинг цен, а мониторинг исполнения вузами обязанности повышать цены на образовательные услуги до установленного министерством минимума.

Ранее подведомственным Минобрнауки Центром финансово-бюджетного мониторинга в сфере образования и науки по итогам мониторинга был опубликован так называемый черный список вузов, нарушивших установленный минимальный норматив, документ доступен по этой ссылке.

А опубликованный Центром Список вузов, не предоставивших данные о ценах вообще свидетельствует о неполноценном характере проведенного Центром исследования, основанного на предоставленных вузами данных, а не анализе первичных документов об установлении стоимости платных образовательных услуг.

Горячая линия, якобы организованная ранее Центром финансово-бюджетного мониторинга в сфере образования и науки представляется инструментом, не относящимся к разрешению проблемы кратного повышения цен в вузах, так как по своей специфике предназначена для студентов уже заключивших договоры, а абитуриенты не имеют возможности ознакомиться с ценами прошлого года и обратиться в этой связи в министерство с жалобами.

Также стоит отметить, что официальный сайт Центра финансово-бюджетного мониторинга в сфере образования и науки недоступен уже несколько дней, что ставит под сомнение достоверность заявлений представителей Минобрнауки о постоянном характере работы министерства по мониторингу ситуации с ценами на платные образовательные услуги.

Результаты мониторинга повышения цен в государственных вузах в 2015 году

Рейтинг вузов (топ-30), максимально повысивших цены на платные образовательные услуги по программам высшего образования более чем на 20% в 2015-2016 уч.году

Образовательная организация Платная образовательная услуга Стоимость в год (тысяч рублей) Повышение стоимости
Наименование Подразделение (если указано) Специальность (направление) Форма/Уровень 2014/2015 2015/2016 В % Кратно
1 Дагестанский государственный университет (ДГУ) Филологический факультет Журналистика Очная/Магистр 20 77,37 286,9 3,9
2 Ивановский государственный университет (ИвГУ) Физическая культура Очная/Бакалавр 45 119,67 165,9 2,7
3 Российский государственный социальный университет (РГСУ) Конфликтология Очная/Магистр 60 140,3 133,8 2,3
4 Курганский государственный университет (КГУ) Факультет естественных наук Биология Очная/Бакалавр 40 86,54 116,4 2,2
5 Томский государственный университет (ТГУ) Радиофизический факультет Оптотехника Очная/Бакалавр* 58,8 124 110,9 2,1
6 Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) Хореографическое искусство Очная/Бакалавр 53,25 114 114,1 2,1
7 Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) Политология (41.04.04) Очная/Магистр 71 147,01 107,1 2,1
8 Воронежский государственный университет (ВГУ) Исторический факультет Политология Очная/Магистр 44 82 86,4 1,9
9 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) ИТС Самолето- и вертолетостроение Очная/Бакалавр 71,55 132,51 85,2 1,9
10 Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) Физическая культура Очная/Бакалавр 65 120 84,6 1,8
11 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Информационная безопасность телекоммуникационных систем Очная/Специалист* 63,8 114 78,7 1,8
12 Российский университет дружбы народов им.П.Лумумбы (РУДН) Гуманитарных и социальных наук Мировая политика: политические процессы и обеспечение международной безопасности (англ.) Очная/Магистр 112 200 78,6 1,8
13 Челябинский государственный университет (ЧелГУ) Институт информационных технологий Прикладная информатика (в экономике) Очная/Бакалавр 58 102 75,9 1,8
14 Южный федеральный университет (ЮФУ) Физическая культура Очная/Бакалавр 70 123 75,7 1,8
15 НИУ МЭИ ЭнМИ Машиностроение Очная/Магистр 82 140 70,7 1,7
16 Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ) Институт физической культуры и спорта Физическая культура Очная/Бакалавр 67,44 114 69,0 1,7
17 НИУ ИТМО Экономика Очная/Бакалавр 78 127 62,8 1,6
18 Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева (РГАТУ) Сервис Очная/Бакалавр 50 74,5 49,0 1,5
19 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Факультет экономических и социальных наук Менеджмент Очная/Бакалавр 220 320 45,5 1,5
20 Сибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития (СибГМУ) Педиатрический факультет Все специальности Очная/Бакалавр 80 114,9 43,6 1,4
21 Тверской государственный технический университет (ТвГТУ) Факультет информационных технологий Прикладная информатика Очная/Бакалавр 55 78,83 43,3 1,4
22 НИУ МАИ Авиационная техника Авиастроение Очная/Бакалавр 123,34 175,3 42,1 1,4
23 НИУ МИЭТ Управление в технических системах Очная/Магистр 73,5 104 41,5 1,4
24 Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) Прикладная информатика (в юриспруденции) Заочная/Магистр 31 43,5 40,3 1,4
25 НИТУ МИСиС Институт новых материалов и нанотехнологий Физика Очная/Бакалавр 121 165 36,4 1,4
26 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Строительство Очная/Магистр 98 129 31,6 1,3
27 Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) Нефтегазовое дело Очная/Магистр 100 130 30,0 1,3
28 МГТУ СТАНКИН Машиностроительных технологий и оборудования Техносферная безопасность Очная/Бакалавр 95 123 29,5 1,3
29 Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ) Реклама и связи с общественностью Очная/Бакалавр 63,37 81,8 29,1 1,3
30 Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) Факультет информатики и робототехники Экономическая безопасность Очная/Специалист 31,685 40,3 27,2 1,3

*для обучения на 4 курсе

Стоимость обучения в вузах проверил «Обрнадзор» was last modified: Июль 2nd, 2015 by Движение Обрнадзор
Опубликовано в Экспертный контроль и отмечено , , .